- ЕДИНСТВО
- (греч. monos, лат. imitas) - момент взаимного притяжения многих "одних" в процессе их взаимодействия и полагания в более сложное "одно". Между А, В, С... N, стягиваемыми в "одно", есть также момент взаимного отталкивания, разъединения - охраняя свою самобытность, каждое "одно" ограничивает проникновение в себя иного и имеет тенденцию держаться обособленно. Если в "едином-сплошном" (греч. en) не различают ни компонентов, ни структуры, то большинство разновидностей Е. (за исключением тождества различных в эмердженте) мыслят как неслиянность и разделенность притягивающихся "одних". Т. о., основной смысл Е. не в предельно широком контексте "связи" (безличной или личностной, безразличной и нивелирующей или насильственно удерживающей борющиеся противоположности), а в контексте более узкого понятия "притяжение" ("союз", "взимопомощь", "содружество", "любовь" и т. п.). Следует также отличать Е. от близкого ему по смыслу понятия "целое", поскольку, во-первых, соприкосновение А, В, С... N внутри их Е. может не иметь того глубокого, существенного и органичного характера, который обычно присущ связям частей внутри целого, а во-вторых, части солидированы в целое не только через их Е., но и через их "борьбу".
Простейший случай - единство А и В; его графическая модель - круг, разделенный вертикальным диаметром. Граница между сопряженными полусферами А и В одновременно соединяет и разъединяет половинки и является "третьим" в этом графике. Данное "третье" - посредник между А и В, но он не есть "вещь", а, скорее, есть пустота и центр аттракции противоположностей. Устремленность обоих "одних" к центру - условие взаимопроникновения и взаимного изменения А и В, в результате чего характер их Е. меняется, углубляется. Тогда логично подразделять Е. на следующие виды: а) внешнее и внутреннее, б) статическое и динамическое, в) временное и вечное, преходящее и нерушимое, г) неслиянное и доходящее до снятия всех "одних" в эмердженте (новом качестве).
Особый интерес представляет соотношение понятий "единство противоположностей" и "тождество противоположностей". Второе понятие - предельная разновидность первого: рефлексия (взаимоотражение) А и В подчас ведет к такому радикальному преображению, слиянию и растворению их друг в друге, что А и В диалектически отрицаются и виртуально сохраняются в возникающей из их Е. новой вещи (качестве). Вначале это "третье" было "пустотой", неопределенностью, экстенсивным единством А и В; в этой "пустоте" оканчивалось А и начиналось В и наоборот; затем развивающаяся в ней возможность отождествления противоположностей иногда способна осуществиться на новой субстратной основе в виде эмерджента - тогда тождество А и В есть особая и новая вещь. В учение о Е. противоположностей последовательно вносили важный вклад Гераклит, Платон, философия брахманизма, эллинизма, неоплатонизма, христианское богословие, средневековая мистика, Н. Кузанский, Гегель, Бергсон, русские философы-антиномисты и диалектики.
Поскольку Е. обычно понимают не как одинаковость, но именно как притяжение различных, то главная проблема - почему различия и противоположности сходятся? Вычленяя на основе логики всеобщего, особенного и единичного три уровня Е. (Е. мира, Е. внутри одной из основных форм духа или материи и Е единичных), философы предпочитают обсуждать эту проблему в отношении мира в целом. Чаще без особых пояснений ссылаются на всеобщий закон тяготения. Религиозные мыслители объясняют Е. универсума действием Бога-Вседержителя - эти действия основаны на любви и красоте как равновесии и гармонии различий; конечное сохраняется только через его способность переходить в противоположность, в бесконечное Идеалисты объясняют Е. мира эманацией идеи Е. и действием мировой души Материалисты выводят Е. мира из его материальности. Субъективные идеалисты отстаивают тезис, что Е. - исключительно упорядочивающая сила человеческого сознания. Мир обновляется через контакт различных; в своем Е. различные "одни" дополняют друг друга и вырастают до частей целого.
Д. В. Пивоваров
Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.